Аренда квартир в Полтаве на сутки

10+ лет на рынке недвижимости
Лично проверяем каждый объект
Только реальные фото
На связи с клиентом 24/7

Перевод документов в Полтаве

Переводим документы для выезда за границу
Нотариально заверяем
Беремся за технические тексты
Готовы перевести срочно и “на вчера”

Лучшие места для отдыха в Полтаве

ТОП ресторанов города
Культурные объекты Полтавы
Детальное описание (расположение и фото)
Актуальная контактная информация

Личный архитектор Гитлера был в восторге от сооружений Полтавы

Альберт Шпеер и Гитлер
Шпеер и Гитлер

Практически во всех царей и королей были собственные придворные архитекторы, занимавшиеся строительством дворцов для своих хозяев. От тиранов средневековья ничем не отличаются и диктаторы ХХ века — Сталин, Гитлер, Саддам Хусейн и другие, которые также имели собственных строителей. Среди них стоит выделить архитектора Альберта Шпеера, который работал под руководством самого Гитлера. Адъютанты Гитлера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». И неудивительно, ведь Альберт пользовался большим доверием фюрера. Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ гения, которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер поверил в это и полностью доверял своему архитектору.

Детство и юность Альберта Шпеера

В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел с более точного предмета — математики, поэтому хотел посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец — владелец крупной строительной компании в Германии. После окончания учебы Альберт открыл собственное проектное депо и заручился обещанием отца передать ему несколько десятков состоятельных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком. В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокурсников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов Аманулла II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство на одну из самых роскошных и самых богатых стран Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 метров, который Шпеер разработал еще на втором курсе, вызвал в Аманулла невероятный трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Произошло непредвиденное: Аманулла сбросили с трона младшие братья. Планы молодого архитектора были разрушены.

Карьера в Национал-социалистической рабочей партии Германии

Архитектор Альберт ШпеерПосле завершения обучения Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры. Студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя — лекции можно было сорвать, вызвав Шпеера на дискуссию о судьбе немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в дискуссиях разбивали преподавателя в пух и прах. В результате будущему архитектору пришлось отойти от активной деятельности в Академии и стать постоянным участником нацистских митингов, а через пару месяцев и членом Национал-социалистической рабочей партии Германии. Партия назначила его председателем автоклуба. В то время Шпеер получил свой первый заказ — перепланировать бесплатно виллу, где заседали нацисты. А через год близкий друг Шпеера Карл Хенке поручил ему перестроить помещения берлинского горкома партии. И вот с этого момента Альберт уже не оставался без работы: занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля проведения нацистских митингов и собраний. Кстати, эстетика Третьего рейха была рождена фантазией именно молодого Шпеера. Однажды за Альбертом пришли три адъютанта с личной охраны фюрера и посадили растерянного архитектора в просторный «Мерседес». Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которая была его штаб-квартирой, «конторой мыловарения». Личный архитектор Гитлера попал в немилость, и помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру того, кого считал верным сторонником идей рейха. Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о государственных делах, фюрер часами бродил будущими залами своей резиденции в компании молодого архитектора и высказывал ему свои замечания. Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера. Диктатору Германии, как и Сталину, нравились помпезность и пышность. Когда работа была завершена, то Гитлер пригласил Шпеера пообедать в узком кругу друзей. Чтобы архитектор не испытывал себя неловко в компании нацистов, Гитлер дал взаймы свой пиджак. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе Ваш пиджак». На что диктатор с улыбкой ответил: «Да, ведь и архитектор тоже мой».

Шпеер — личный архитектор Гитлера

Альберт Шпеер архитектор ГитлераСо временем Шпеер получил не только популярность, но и стал очень близким человеком Гитлера. Фюрер делился своими мыслями об изменении архитектурного облика центра Берлина и просил Шпеера учесть его замечания. Гитлер задумал «разрезать» Берлин на две части с самым широким в мире проспектом и самыми большими в мире административными зданиями. В самом центре улицы должен был подниматься увенчанный стеклянным куполом Дом собраний с огромным немецким орлом сверху, сжимающим в руках позолоченный земной шар. Шпеер посчитал в общих чертах стоимость проекта: вышло около 40 мильярдов марок. Он дал указание своим сотрудникам бросить все работы и начать готовить этот проект. Конечно, бюджет рейха не мог выдержать такого строительства. Архитектор внес несколько предложений по финансированию. В частности, он рекомендовал Гитлеру разбрасывать расходы по министерствам и ведомствам, которые впоследствии выкупят здания на улице, а также начать продажу крупным концернам будущих главных офисов. Кроме того, фюрера захватила идея архитектора строить из сверхпрочных материалов — на века. Идея придворного архитектора имела под собой благодатную почву. Например, вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался даже оплатить полную стоимость квартала, спроектированного в 30 метрах от дома собраний, чтобы разместить там Дом моды своей жены. В первые же месяцы работы Фонда поступило 400 миллионов марок, а уже к началу 1939 года — более 1,2 мильярда марок. Шпеер и Гитлер незадолго до начала Второй мировой войны заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Альберт считал, что реализация проекта завершится не ранее 70-80 годов XX века, хотя Гитлер требовал от зодчего построить квартал до 1952 года. Когда началась война, Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и передать собранные средства в Фонд обороны. Гитлер на это не согласился. Шпеер утверждал, что огромнейший купол над зданием станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В декабре 1941 года после поражения вермахта под Москвой, Шпееру наконец удалось свернуть строительство. О миллиардах марок забыли. После того, как удалось убедить Гитлера в целесообразности заморозить проект, Шпеер оставалось одно: грамотно пристроить уже полученые 1,5 миллиарда марок. Этому способствовало и новое назначение архитектора. По Альберт Шпеер фотосовместительству он стал министром вооружения. Вместе с Герингом они провернули одно прибыльное дело: ликвидировали Фонд строительства квартала, а деньги поделили между собой. При этом Гитлеру ничего не досталось: ему просто не сообщили об этом.

Шпеер и Полтава

В июне 1942 года придворный архитектор, рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер посетил одну из ставок Гитлера в Полтаве. И хотя он ненадолго задержался в этом городе, но красота Полтавы оставила немало положительных впечатлений: «Дальше в Полтаву. Прекрасный город с классицистическим представительным центром. Просторная круглая площадь, окруженная в свободном порядке высокими и низкими, окрашенными в белый цвет губернскими постройками, местами украшенными колонными портиками. В одном из этих домов резиденция генерал-фельдмаршала фон Бока и штаб группы армий «Юг». На площади, на ступенчатом каменном постаменте стоит почти скрытая зеленью колонна Победы, увенчанная орлом. Отсюда во все стороны расходятся главные улицы, одна из которых ведет к старому монастырю…»
После окончания Второй мировой войны придворного архитектора Гитлера осудили на 21 год тюрьмы. После освобождения зодчий писал мемуары, получая неплохую добавку к своей скромной пенсии.